А Шевцов
А Шевцов
.  .  .
14.08.2015 23:45
Новая статья Александра Шевцова "сила и СИЛА"

То, как рассказывают о силе словари и физика, как-то на удивление приземленно. Что называется, крокодилы, конечно, летают, но низенько-низенько и недалечко! А когда-то Сила была тем, что правило этим миром и его одухотворяло. Сила была Верховным божеством мира людей долгие тысячелетия, являясь сутью первобытной магии и крыльями, позволяющими каждому упорному искателю путешествовать по множественным мирам.

 

Затем в Мир пришли Боги, и сила сначала стушевалась, а затем оказалась служанкой Богов и даже просто их атрибутом. Как если бы издалека-долго текла великая река и катила свои могучие волны, но когда добралась до устья, разбилась на множество потоков, и каждый ее силой стал одним из богов. Силы у каждого бога меньше, зато она управляема. Насколько могут быть управляемы силы богов!

 

Как бы там ни было, но начинать изучение Силы нужно с тех представлений, которые правили первобытным человечеством во времена, которые помнят только мифы и сказки. Я воспользуюсь для начала теми крохами, что Владимир Пропп разглядел в сказках про Бабу-ягу, а в действительности, в памяти о молодежных инициациях.

 

Исходное состояние дел рисуется следующим:

 

«Задачи яги. Широко распространено мнение, что яга — персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок. Да и то можно показать, что эти задачи в основном — позднего происхождения. Мужчине задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны.

 

Обычно награждение следует сразу после диалога, «…Едва ли достанешь! Разве я помогу» — и дает ему своего коня» (Аф.174). «Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотницу» (Сев.46). Таких случаев можно привести очень много, это — типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя?

 

Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ» (Пропп, с. 79).

 

Иными словами, для первобытного общества было общепонятно, что человек, достигший определенного возраста, должен выдержать испытания и доказать свое право считаться полноценным членом общества, завести семью и продолжить род. Но испытания эти коренным образом отличаются от тех, что проходим мы в нашем мире. Это, конечно, в каком-то смысле тоже экзамены, но проверка идет вовсе не на то, как ты можешь запоминать необходимые для жизни вещи и соображать.

 

«За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот — все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал» (т. ж.).

 

Если вдумаемся, это точное описание экзаменов в современном университете: расспросы, все давно известно, и есть то самое, к чему ты готовился… Вот только готовился совсем не к тому, к чему готовился человек древности:

 

«Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе» (т. ж.).

 

Какое удивительное наблюдение: если у тебя есть сила, вернее, СИЛА, ты ЗНАЕШЬ!

 

Когда в начале семнадцатого века творился миф о Науке, Бэкон лишь использовал древнее убеждение, что Знание и Сила связаны друг с другом: знание — сила! Вот только мир к этому времени уже обернулся наничь, то есть стал обратным, и последние три века мы ищем не Силу, чтобы обрести Знания, а охотимся за знаниями, чтобы собрать силу.

 

Основы искусства Ведогони, то есть охоты за веданием, знанием, коренятся именно в Силе, которую надо обрести, чтобы стало возможным прямое столкновение со Знанием, поскольку действительное Знание, как божество, отнюдь не безопасно. И не всякий человек может его выдержать! Поэтому древние готовились к этой встрече со Знанием, учась добывать и управлять Силой.

 

«Вся эта система испытаний отражает древнейшие представления о том, что подобно тому, как магически можно вызвать дождь или заставить зверя идти на ловца, можно вынудить вход в иной мир. Дело вовсе не в «добродетели» и «чистоте», а в силе» (т. ж.).

 

Конечно, сказка знает и испытания добродетели или нравственной чистоты героев. Но все же исходно даже эти испытания выдерживает тот, кому дана Сила. Обладающий Силой Знает, что правильно, а что неправильно, как сильный поток находит путь между скал, нащупывая его своим порывом. Сила — это, что влечет и ведет по жизни, так что человек успевает за движениями Судьбы, попадая в нужные места в правильное время. Сила столь же божественна, сколь и предшествует богам, почему она способна менять даже Судьбу, которой послушны и боги.

 

Продолжение следует...

 

 

<<< предыдущая статья                      следующая статья >>>


Статью "сила и СИЛА" в блоге Александра Шевцова вы можете прочитать на "Снобе".

Рассказать об этом в вашей социальной сети:


Вы можете оставить комментарий.
Комментарии
Антон Козлов, vk 28.08.2015 14:29

Читаю статьи о силе, и стал задумываться, и замечать описания. Прочел сегодня про дожиночные обычаи: "Дожиночный обычай кататься по земле был своеобразным заклятием на возврат силы - и жнеца и жницам и земле. Кувыркание и перекатывание по полю совершались серьезно и даже торжественно". Стал вспоминать и то, как у нас в семье копали картошку, как возвращали силы. Оказывается, это было!

По сслыке более полное описание дожиночного обычая, и комментарии https://vk.com/rucalendar?w=wall-41639054_385

Чтобы оставить комментарий,
войдите через вашу социальную сеть:
Сайт Друзья Скомороха
Расскажите о сайте
в вашей социальной сети:
Яндекс.Метрика