А Шевцов
А Шевцов
.  .  .
21.12.2015 22:32
Новая статья А. Шевцова "Поиск терпения (Терпение Автандила)"

«Достоин жалости тот, (чьи ланиты) более не походят на рубин и чей стан – увядший тростник, / Когда он пускается в скитания, покидает места обжитые» (175).

 

Упражнение любовного неистовства начинается с выбора покинуть общество людей, оно начинается с одиночества, в которое должен погрузиться ищущий подлинной силы. Там, в самой глубине нашего естества, пылает огонь. Он наша природа, и он – надежда на бессмертие. Но до него еще надо добраться. Одиночество приносит страдания личности и душе человека.

 

И, тем не менее, это испытание надо пройти, причем, вначале вовсе не ради разогревания внутреннего огня, а ради добывания некой таинственной вещи, способной изменить человека качественно. Вещь эта, сколь бы условным ни было называть ее вещью, называется терпением. Что такое терпение, современные науки не знают, хотя психологи определяют как способность переносить боль или тяготы жизни.

 

Однако, что такое тяготы, что такое боль, и откуда и куда их надо носить, никто никогда не исследовал. Как не исследовали и способность чего терпение, и почему эта способность может управлять силой. Хотя выражение «сила терпения» обычно. Как, впрочем, и: сил моих терпеть больше нет. А это значит, что либо сила не принадлежит терпению, либо терпение управляет двумя видами сил.

 

В любом случае, самоистязание и терпение существуют вместе, и только до тех пор, пока мы можем терпеть. Кончилось терпение, кончилось и упражнение. Что означает, что терпение имеет некий объем, и его можно увеличивать, скажем запастись терпением. Но как можно запасать способность? Способности не меряются количественно, а терпения может быть больше или меньше. И у разных людей объем терпения различается. Причем, у некоторых как бы совсем нет терпения.

 

Впрочем, возможно, такие люди просто не умеют терпеть, но это еще больше все усложняет, поскольку превращает терпение из вещи или способности в умение. Тем не менее, умение это можно обрести и развить, что и делают герои поэмы. Для этого, самое малое, надо осознавать его необходимость и поставить перед собой такую задачу.

 

«Роза (Автандил), отлученная от своего солнца (Тинатин), увядала все больше и больше, / Он говорил своему сердцу: «Будь терпеливо», поэтому он не часто впадал в беспамятство» (178).

 

Любопытная подсказка: человек, теряющий терпение, впадает в беспамятство. Что это? Что это за беспамятство имеет в виду Руставели? Далее будет приведен пример крайнего беспамятства, в которое впал Тариэл, но и из путешествия Автандила, расставшегося с Тинатин, можно извлечь некоторые подсказки. Вот, например:

 

«Порой хотелось ему пронзить свое сердце, он брался за нож; / Говорил: «Мир увеличил мое горе…» (177).

 

Очевидно, либо человек, потерявший терпение, забывает то, ради чего живет, либо у него отключается разум и он сходит с ума. Во всяком случае, в поэме есть примеры и того, и другого. Впрочем, чертой беспамятства, похоже, является и потеря смысла жизни, и потеря видения судьбы и промысла. Человек начинает роптать на судьбу, хотя совсем недавно сам избрал этот путь:

 

«Он говорит: «О Боже, почему ты отвратил от меня свою справедливость? / Почему тщетными, напрасными сделал мои долгие скитания, / (Зачем) ты вырвал радость из моего сердца (и) угнездил в нем горе? / Никогда в жизни моей не прекратится слез поток».

 

Снова говорит: «Лучше быть терпеливым», и себя же убеждает: / «Дабы не умереть раньше дней предопределенных, не дать истаять сердцу!» (187-188).

 

Эти строфы значительно уточняют то понятие о терпении и вообще о состоянии героя, используемое Руставели. Точнее, оно показывает, как по мере прохождения упражнения неистовой любви должно развиваться терпение.

 

Исходно терпение – это способность переносить муки. Однако исходное терпение, прекращаясь, просто возвращает человека в обычную жизнь. Если эти муки, конечно, добровольные. Ты начал упражнение самоиспытания, не выдержал страданий, и как только терпения не стало, вернулся к обычной жизни.

 

Не то, однако, происходит с героями Руставели. Возможно, в самом начале они и могли бы отступить, но продержались достаточно долго, чтобы их огненная страсть разгорелась и начала жить самостоятельной жизнью. Теперь ее не потушить, и если перестать терпеть, некуда отступать. Ты просто один на один с огнем, который тебя уничтожает.

 

Что при этом делает Автандил? По поручению любимой и ее отца он ищет Тариэла. Ищет уже годы, и не находит. А значит, не может завершить аскезу и вернуться к ней. Нет никаких следов, никто ничего не знает о чудесном витязе, никто ничего не видел и не слышал.

 

Следовательно, огонь Автандила разгорается от того, что он не обладает каким-то знанием, без которого не может отдаться любви. Спасением Автандилу является весть, которую принесут случайные встречные. Но по сути его спасет то, что он ищет, и получается, что он искал некоего знания, которое скрывалось в пустыне, вдали от людей.

 

Где эта пустыня? Не иначе, как в душе ищущего, где путем бесконечных усилий и попыток надо нащупать выход из ловушки самопогружений. Это, безусловно, знание, но знание, которое может открыть кто угодно, в сущности, любой случайный человек. А значит, которое становится доступным лишь тогда, когда ты вошел в состояние понимания.

 

А оно достигается одновременным усилием  внутреннего пламени и терпения, противостоящего ему.

 

Оригинал статьи на Снобе

Рассказать об этом в вашей социальной сети:


Вы можете оставить комментарий.
Комментарии
Сергей Мануйлов, vk 22.12.2015 05:19

Наверное, мне тяжело оторваться от быта. И вернуться, в мир описания чувств, через  искусства.  Яркое проявление  терпения, я вижу в себе занимаясь рыбалкой. Тут все пронизано терпением. И те кто ловит бель, сидят ждут терпят, и те кто ловит хищника, ходят , хлещут воду и терпят.

 

Сергей Мануйлов, vk 22.12.2015 05:23

А, в тот момент, когда ты подсек рыбу, и ее надо тянуть, нужно проявить особое терпение, на которое способен не каждый. В этот момент охватывает ярость. Идет борьба, и если хватит терпения обуздать ярость , и успокоиться, то тогда, рыба поймана. 

 

Сергей Мануйлов, vk 22.12.2015 05:26

Ярость борьбы, пробуждает очень много сил. И я иду на рыбалку, за этими моментами. Они важны для меня. А не вес, и размер. Получается терпение , позволяет управлять силой ?

Орлица Наталья, vk 24.12.2015 18:33

"состояние понимания".... хм... ну надо же как любопытно. А что это такое?

Чтобы оставить комментарий,
войдите через вашу социальную сеть:
Сайт Друзья Скомороха
Расскажите о сайте
в вашей социальной сети:
Яндекс.Метрика